
Мероприятие проходит на базе Высшей школы экономики. В нем принимают участие ректоры крупнейших университетов, проректоры, отвечающие за международное сотрудничество, представители ряда министерств – учредителей вузов, МИДа России, МВД, Минсельхоза, Россотрудничества, Рособрнадзора, других органов государственной власти, компаний, имеющих интересы за рубежом. В течение двух дней, 21-22 марта, участники стратсессии будут обсуждать вопросы, связанные с усилением эффективного международного взаимодействия.
По словам Министра, одним из глобальных трендов в системе высшего образования в мире остается рост иностранных студентов и увеличение миграционных потоков. Россия входит в десятку стран мира, предоставляющих качественное высшее образование. Сегодня в России обучается более 395 тыс. иностранных студентов.
«Это большой ресурс, и наша задача сегодня – посмотреть шире на ту работу, которую мы с вами делаем. Напоминаю, что Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача по увеличению к 2030 году числа иностранных студентов до 500 тысяч. Одновременно нам предстоит проделать большую работу по повышению качества контингента иностранных студентов, отбирать самых мотивированных ребят. Мы будем этому уделять первостепенное внимание», – отметил Валерий Фальков.
Минобрнауки разрабатывает «белый список» рекрутинговых компаний по привлечению иностранных студентов в российские вузы. По экспертным оценкам, до 1 тыс. российских и зарубежных юридических и физических лиц сотрудничают с российскими университетами в целях привлечения иностранных студентов. Министр обратил внимание, что оказание услуг низкого качества такими агентствами, помимо репутационных рисков для страны, несет угрозы в области миграционной и финансовой безопасности.
«Во всех странах, которые привлекают иностранных студентов, эта деятельность так или иначе регулируется. Для повышения прозрачности Минобрнауки разрабатывает «белый список» уже зарекомендовавших себя положительно рекрутеров. Вместе с тем, на наш взгляд, этих мер недостаточно. Полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в законодательство», – сказал Министр.
Валерий Фальков добавил, что для понимания образовательной траектории иностранных студентов, Минобрнауки и Минцифры ведется работа по созданию цифрового профиля иностранного студента. Он будет содержать информацию о:
- зачислении иностранного гражданина,
- данные о его успеваемости,
- месте регистрации, - академическом отпуске,
- стажировках и трудовой деятельности, а также визовые вопросы.
Министр подчеркнул, что со стороны университетов крайне важно обеспечить своевременную актуализацию информации об иностранных обучающихся в собственных системах.
В рамках нацпроекта «Молодежь и дети» запускается система грантовой поддержки талантливых студентов на конкурсной основе. Поддержка будет реализована через апробированный механизм Международной олимпиады Ассоциации «Глобальные университеты», где победители и призеры получат возможность бесплатного обучения в лучших российских университетах.
«Грантовая поддержка предусматривает выделение бюджетных средств не только на покрытие обучения, но и на оплату расходов, связанных с перелетом, проживанием, медицинской страховкой, а также на оплату повышенной ежемесячной стипендии. В этом году планируется выделить две тысячи грантов перспективным иностранным студентам. В 2028 году мы нарастим количество до пяти тысяч», – сказал Министр.
Продолжается совершенствование механизма отбора иностранных граждан в рамках квоты Правительства РФ. С 2020 по 2023 год ежегодный размер квоты удвоился и составляет 30 тыс. мест. Вместе с тем подавляющее большинство иностранных студентов приезжают в Россию не по квоте, а учатся по контракту.
Отдельно на встрече обсудили вопрос трудоустройства иностранных студентов.
«Назрела необходимость формирования системы поддержания устойчивой связи с выпускниками и налаживания постоянного взаимодействия университетов с иностранными гражданами, которые обучались в России. Важнейшая сфера, где сохраняется потенциал для роста, – это трудоустройство иностранных студентов», – подчеркнул Валерий Фальков.
Сегодня для поддержания этих связей в России и за рубежом действуют 232 ассоциации выпускников отечественных вузов. Их общая численность превышает 530 тыс. человек, а география выпускников охватывает 80 стран. Мероприятия по профориентации иностранных студентов реализуются в 59% вузов.
Глава Минобрнауки также отметил высокую значимость довузовской подготовки иностранных абитуриентов. Для этого вузам необходимо самостоятельно создавать центры довузовской подготовки за рубежом – так называемые вынесенные подготовительные факультеты, где абитуриенты могут, например, начать изучение русского языка или углубить знания по основным школьным предметам. Руководствоваться принципом сбалансированного регионального присутствия. В качестве успешного примера Валерий Фальков отметил деятельность Пушкинского центра в Ханое (Вьетнам), который за несколько лет расширил зону обучения на другие вьетнамские города и стал региональным центром русистики в Юго-Восточной Азии. Перспективным форматом является реализация российскими университетами совместных образовательных программ с зарубежными вузами. Этот и другие формы взаимодействия закрепляются в межвузовских соглашениях. Отдельное внимание министр уделил подбору педагогических кадров, которые будут готовить иностранцев к поступлению в российское вузы.
«Важно стремиться к синхронизации образовательного процесса с приоритетами рынков труда за счет вовлечения корпоративного сектора. Продвижение стажировок и производственных практик совместно с индустриальными партнерами становится ключевым инструментом, повышающим привлекательность вузов. Именно поэтому активное подключение бизнеса к этой работе представляется значимым и правильным шагом», – пояснил Валерий Фальков.
В качестве примера Министр привел реализуемый Минобрнауки России флагманский проект «Передовые инженерные школы», который вызывает большой интерес за рубежом и может стать дополнительным вектором продвижения российского образования. Две такие школы действуют сегодня в филиалах российских вузов в Узбекистане. Помимо этого, ряд российских корпораций, таких как «Росатом» и «Русал», реализуют собственные программы целевой подготовки в российских вузах специалистов из числа иностранных граждан для своих предприятий за рубежом, развивают совместно с российскими вузами программы профессиональной подготовки и повышения квалификации. Отдельное внимание необходимо уделить продвижению крупных региональных университетов за рубежом, особенно с учетом масштабной кампании по созданию кампусов мирового уровня.